+7 (985) 773-6078

Не будем пока затрагивать тему пожаро- и взрывоопасности окрасочных производств. Эти «ужасы» будут рассмотрены подробно на странице «Проектирование окрасочных участков». Почему-то именно пожароопасности уделяется наибольшее внимание в техзаданиях от заводов, а на самом деле главное – это технология. На этой страничке речь пойдет о технических нюансах промышленных окрасочных камер.

Казалось бы, все технические особенности окрасочных камер уже описаны на страничке «Секреты конструкции ОСК». Зачем же нужно еще что-то?

В отличие от авторемонта, в промышленности типовой конструкции окрасочной камеры нет и быть не может. Каждый заказчик пытается решить свои проблемы и разрабатывает свою собственную технологию – либо самостоятельно, либо слушая «добрых людей», которые зачастую просто лоббируют собственные ОСК в стиле «что знаю – о том и пою». Привлечение настоящих профессионалов – редкость необычайная. Отсюда вытекает реальность, где множество конструкций не самые удачные с точки зрения удобства использования и безопасности труда. Это не всегда очевидно сразу, и – к сожалению – многие наши «коллеги» не считают нужным клиентам что-то объяснять. (Ты заказал деревянный молоток – мы сделали. Да, гвоздь не забить нельзя, но в ТЗ написано – «молоток из дерева», к нам какие претензии?). Поэтому здесь вы найдете обзор разных конструктивных решений с честно описанными их достоинствами и недостатками, а дальше – ваши мысли и ваш выбор.

Итак, что нужно принимать в расчет?

А) Направление воздушных потоков и конструктивное исполнение пола – в зависимости от типа окрашиваемых изделий.

Б) Устройство окрасочной камеры по правилам безопасности и охраны труда.

В) Освещение деталей – как устроено.

В чем самый главный технологический смысл окрасочной камеры? Она должна обеспечить равномерный обдув окрашиваемой детали потоком воздуха, чтобы этот поток унес от свежего слоя краски так называемый «опыл» (аэрозольную взвесь остатков краски – не попавшей на деталь) и обеспечил маляру видимость участка окраски. Это главное, ради чего вообще ставится камера – «правильный поток воздуха» для процесса окраски. Пожарники, концентрации паров, режимы нагрева – это потом. Не будет правильной окраски – нет смысла тратить на нее деньги в принципе. Тогда нужно ставить просто сушильную «печку» для деталей и все.

Итак, полы и воздух.

Окрасочная камера «по правилам» должна иметь вертикальный поток воздуха от потолка в пол равномерно по всей площади. Только тогда гарантированно обеспечивается правильная обдувка окрашиваемой детали вне зависимости от ее размера, ориентации в пространстве и расположения в любом произвольном месте пола. Это очевидно. Для такого исполнения необходим так называемый «полнорешетчатый пол» - т.е. корпус окрасочной камеры ставится на «приямок» (бетонированную яму, через которую удаляется из камеры отработанный воздух). Вместо пола – настил из специальных несущих решеток с фильтрами. Таковы профессиональные высококачественные окрасочные камеры для автомобилей.

Несущая структура решетчатого пола - приямок окрасочной камеры

Вот так выглядит несущая структура приямка под установку решеток, на которые может заехать полноразмерный джип.

А вот так - пол с решетками после всех работ

Полнорешетчатый пол в автомобильной окрасочной камере

В промышленности исполнение пола с несущими решетками не всегда возможно из-за веса деталей. Грузоподъемности решеток просто не хватит. Кроме того, часто в цехах используются  тележки для перемещения деталей и логично было бы завозить на них же в камеру для окраски. Тогда применяется тип пола с центральной бетонной частью, или бетонными полосами для рельсов (колеи колес тележек). Т.е. в полу устраивается 2-3 полосы вытяжных решеток, что дает возможность получить в основном объеме вертикально-ориентированный поток воздуха, огибающий детали сверху вниз. Например, вот такие полы:

Решетчатый пол с проездом для тяжелой техники

Однако в ряде случаев заказчики просто не хотят тратить деньги на копание и бетонирование приямка под камерой, или не могут – например, камера монтируется на втором этаже, или под ней проходит трубопровод и т.п. Решение есть – вытяжка в стены. Нужно четко понимать, что данное решение является вынужденным. Да, это решение не новое, применяется часто – но оно вынужденное и несет ряд проблем.

Если приямка нет и пол в окрасочной камере глухой – то вытяжка организуется через боковые поверхности стен, обычно на высоте до 1 метра от пола в стене монтируются фильтры и снаружи примыкают вытяжные короба.

Промышленная окрасочная камера с вытяжкой в стену

При подобной вытяжке более-менее удачно воздух движется только при окраске изделий с профилем типа «брусок» - т.е. железнодорожные вагоны, контейнеры, автобусы, цистерны, баки, карьерные самосвалы, экскаваторы и прочее, что монолитно и занимает собой бОльшую часть площади пола окрасочной камеры. В этом случае поток воздуха, ударяясь в крышу «бруска», обтекает его вдоль стенок вниз и уходит в боковые короба.

В случаях более мелких деталей – что бы не говорили, не рисовали в рекламках, как бы не клялись продавцы – направленного движения воздуха в серединной части окрасочной кабины НЕ БУДЕТ. Никогда и ни при каких обстоятельствах – законы аэродинамики не позволяют. В центральной части камеры будет неконтролируемо изменяющаяся зона турбулентных завихрений. Это значит, что аэрозольный туман от окраски будет «мотаться» в этой зоне самым произвольным образом. Окраска небольших изделий в такой камере возможна только при их размещении вдоль стен, непосредственно возле вытяжки.

В чем еще особенность такого исполнения окрасочных камер? Вытяжка через боковые стенки предполагает, что воздух должен «высасываться» в левую и правую стенки равномерно. Для этого приходится делать вентблоки с обеих сторон камеры – то есть, количество вентблоков удваивается (да, мощность их моторов меньше, но их ДВА) и растет цена. Частенько для снижения цены, чтобы не делать парные вентблоки, применяют схему с выводом вытяжных коробов от второй стенки через крышу (вокруг корпуса) и обходится одним вентблоком – но получается сложная система коробов и необходимо балансировать потоки слева и справа.

Самое неприятное, что в последнее время в погоне за ценой ряд «коллег» начал предлагать окрасочные камеры уже и без этой системы коробов, с вытяжкой только в одну стенку.

Потребитель должен четко отдавать себе отчет в том, что такое техническое решение является нарушением технологии и условий охраны труда. Рассказываем:

Вытяжка в одну стенку является модификацией американской системы диагональной вытяжки 50-х годов, называемой Crossdraft. Разница в том, что американцы применяют ее вдоль корпуса камеры, с подачей воздуха через ворота (или непосредственно над воротами) и удалением через заднюю стену (причем обычно вся стена служит вытяжкой). Соответственно, поток воздуха успевает как-то распределиться по сечению камеры, но за много лет известно, что зона у ворот не продувается и избежать завихрений (турбулизации) воздуха все равно полностью не удается. Это схема продувки самых дешевых ОСК, продаваемых обычно в сельской американской глубинке в «гаражки». При такой конструкции ОСК маляр располагается к потоку воздуха или спиной, или боком, то есть поток воздуха облако краски от него уносит, как и полагается.

Наши «Кулибины» применили диагональную схему ПОПЕРЕК корпуса по короткой его стороне, да еще и вытяжка расположена только внизу узкой полосой. То есть, поток получится вот такой:

Окрасочная кабина с вытяжкой в одну сторону

Очевидно, что ни о каком качестве окраски в такой камере речь не идет. Теперь про нарушения охраны труда. По правилам запрещено расположение маляра в камере против направления потока воздуха – чтобы ему в лицо не несло аэрозоль от распыления. А теперь взгляните на фотографию (слева), гордо размещенную на сайте одного из наших «Кулибиных», вот смотрите, это мы поставили одной крупной нефтяной компании - маляр стоит как раз лицом к потоку, а как же еще можно окрасить детали с 2-х сторон?? Четко и однозначно видно, что никакой вытяжки во второй стене нет.

Давным-давно в мире принято, что диагональная или горизонтальная продувка используется обычно в мини-окрасочных постах (вытяжных стенках), где позиция маляра строго спиной к потоку и изделия красятся с одной стороны. Применить такую схему для окрасочной камеры можно только от большой жадности или от безграмотности и наплевательского отношения к персоналу (что видно по этой фотографии - у маляра нет даже полагающейся маски от паров ЛВЖ, надет самый дешевый "лепесток" от пыли из хозмага).

Почему так жестко пишем? Да вот красноречивый пример. В ноябре 2016 г. один уважаемый авиазавод разослал ТЗ на окрасочную камеру для деталей, по геометрии очень напоминающим плоскости крыла или рулей высоты (т.е. длинные и плоские) – и с четко и недвусмысленно обозначенной вытяжкой «вбок в одну сторону». Чтобы стало понятнее – вот схемы распределения воздуха и потоков окрасочного облака при таком исполнении окрасочной камеры.

Что получится? Плоскость детали «перерезает» воздушные потоки и создает две зоны завихрений – перед плоскостью (потому, что воздух в нее «упирается») и за плоскостью (потому, что там непродуваемый участок), кроме того, при попытке окрасить деталь со стороны вытяжки облако распыла неминуемо пойдет в лицо маляру. А что – это заранее непонятно было для специалиста? Причина в чем? В типичной для крупных заводов ситуации – когда грамотного профессионала технолога по окраске или вообще нет, или его слушают в 25-ю очередь. Решение по закупке принимают «чиновники» из отделов МТС, а им главное – деньги. Они провели «краткий обзор» и увидели, что этот вариант самый дешевый, значит, вот его и нужно. Ну, плюс к этому «коллеги-Кулибины», трогательно глядя в глаза, поклялись «мамой», что все будет хорошо… осталось только формальный тендер провести. И это печальная закономерность.

Теперь про правила безопасности и охрану труда.

С точки зрения государства окрасочная камера нужна не для качества окраски и не для ускорения сушки. Это задачи технологические. Для госрегулирования окрасочная кабина закрытого типа решает задачу пожаробезопасности и охраны труда персонала – т.е. предотвращения отравления токсичными парами растворителей.

Согласно ГОСТ 12.3.005-75 «Работы окрасочные», а также регламентам Евросоюза EN 12215 и 13355, внутри окрасочных кабин должно поддерживаться ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ с целью не допустить ни при каких условиях выделения «вредностей» (т.е. паров ЛВЖ) в воздух помещения, где они установлены.

Это «отрицательное давление» не должно быть мощным вакуумом, чтобы стенки не схлопнулись. Оно предполагается совсем небольшое, порядка нескольких миллиметров водяного столба. Чтобы обеспечить такие параметры, необходимо иметь 2 вентилятора в составе вентблока – приточный и вытяжной, тогда, балансируя их работу, можно точно выставить нужный перепад давления внутри кабины и снаружи нее.

Теперь понятно, что сплошь и рядом предлагаемые окрасочные камеры только с приточным вентагрегатом никогда не смогут регулировать это давление? Они по конструкции своей предназначены для работы «под напором», т.е. при положительном давлении. При этом 90% всех «авторитетов» насаждают идею, что положительное давление в камере «должно быть для предотвращения попадания в нее пыли». Более того, даже советуют ориентироваться на смену фильтров, когда давление внутри станет настолько высоким, что начнут сами раскрываться створки ворот – да, да, есть такие «советчики» в сети, «производители» как бы такие профессиональные у нас.

Отсюда еще один вопрос – а как же такая окрасочная кабина (с положительным давлением внутри и – соответственно, выделяющимися в цех изо всех щелей от этого давления парами ЛВЖ) решит задачу пожаробезопасности цеха? Да никак.

А если вы попытаетесь «потом» (когда поймете, что вам всучили) предъявить претензии о нарушении законодательных норм, то вам ответят в стиле «деревянного молотка» - «А у нас на сайте в скобочках написано «вытяжка – опционально». Вы же ее не заказали? Доплатите денежек – мы установим».

Вроде бы мелочь – но и на этом пытаются экономить. Речь про сервисные двери для персонала. Вообще-то, они по закону являются «эвакуационными» - и служат для обеспечения возможности маляру выскочить из камеры, если там произойдет пожар, или ему стало плохо. По правилам, не должно быть препятствий и дистанция до ближайшей двери не более 10 метров. Это значит, что обычно в промышленной камере должно быть минимум 1-2 двери в каждой стене. И никаких там приписок «опционально» - то есть «захотите – поставим за отдельные деньги».

По поводу освещения.

Обычно, если в ТЗ и есть детализация по освещению - то она списана с образцов описания окрасочной камеры для автомобилей. Это в случае промышленного исполнения может дать плачевные результаты. 

Освещение верхнее автомобильное

Вот почему - обычное дешевое ("бюджетное" - как теперь говорят) решение освещения в промышленной ОСК по аналогии для автосервисаМы уже писали о проблемах таких светильников, расположенных под потолком под углом в 45 град. Здесь главная проблема становится другой. Типовая высота ОСК автомобильной - менее 3 метров, "эконом-варианты" обычно имеют высоту не более 2,6 м. Помышленные же обычно до 5 метров и выше. Вспоминаем физику - "освещенность падает пропорционально квадрату расстояния", что значит, уровень освещенности в такой схеме будет в 4 (ЧЕТЫРЕ) раза меньше, чем в "бюджетной" камере для автосервиса.

Соответственно, нужно применить схему освещения, как на этих примерах. Все зависит, опять же, от вида продукции, соотношения работ внизу-вверху, на вертикальных стенах. То есть, эта задача не может быть решена бездумно копированием автомобильной камеры. 

Трехуровневое освещение промышленной камеры  Двухуровневое освещение от стены